Движение по правилам
Единый день безопасности дорожного движения
«Движение по правилам – основа безопасности!»
29 марта 2024 года в Республике Беларусь проводится Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Движение по правилам – основа безопасности!», направленный на профилактику безопасного передвижения на средствах персональной мобильности.
В целом, в стране увеличилось (с 15 до 23; +8) количество травмированных, передвигающихся на средствах персональной мобильности.
На территории Гомельской области в текущем году уже зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие с участием несовершеннолетнего-пешехода на средстве персональной мобильности.
Оно произошло 10 марта в г. Гомеле, где 68-летний водитель автомобиля «Фольксваген Поло», двигаясь по ул. Комарова, со стороны ул. Севастопольской, и на пересечении ул. Комарова – Тухачевского совершил наезд на 8-летнего пешехода, передвигавшегося на электросамокате и выехавшего на пересечение с ул. Тухачевского. Несовершеннолетний с травмами госпитализирован в больницу.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо – это все средства персональной мобильности или СПМ! Они не считаются транспортными средствами, и понимаются как устройства или приспособления, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования.
Использование средств персональной мобильности на дорогах общего пользования становится серьезным источником повышенной опасности, как для самих лиц, управляющих такими устройствами, так и для других участников дорожного движения.
Лицо, управляющее средством персональной мобильности является ПЕШЕХОДОМ!
РАЗРЕШЕНО на СМП:
– двигаться по велодорожке, а при отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для пешеходов;
– двигаться по проезжей части в жилой и пешеходной зонах, а также зонах «с ограничением максимальной скорости движения»;
– пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке с соблюдением требований, предусмотренных ПДД для движения велосипедистов, а в случае отсутствия велосипедного переезда или велосипедной дорожки – в местах, предусмотренных для пешеходов;
– не спешиваться! Но ЗАБЛАГОВРЕМЕННО СНИЖАТЬ СКОРОСТЬ движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.
ВАЖНО: ребенку до 14 лет без сопровождения совершеннолетнего лица ЗАПРЕЩЕНО НЕ СПЕШИВАЯСЬ пересекать проезжую часть дороги на средстве персональной мобильности, поэтому он должен слезть с него и перекатить (перенести)!
ЗАПРЕЩЕНО:
– двигаться по краю проезжей части дороги, при наличии тротуара;
– перевозить пассажиров вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией СПМ;
– не держаться за руль (при его наличии);
– выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в безопасности;
– при выходе (выезде) на проезжую часть дороги и движении по ней совершать действия, угрожающие безопасности дорожного движения;
– управлять средством персональной мобильности в состоянии опьянения;
– передвигаться со скоростью более 25 км/ч;
В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК: на средстве персональной мобильности должна быть установлена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения, а сам пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом;
РЕКОМЕНДУЕМ:
– отказаться от пользования любых гаджетов во время движения;
– использовать защитную экипировку – шлем, наколенники, нарукавники…
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
При покупке СПМ детально изучайте технические характеристики, заявленные производителем, которые легко можно перепутать с характеристикой мопеда, где соответственно требуется водительское удостоверение.
УГАИ УВД Гомельского облисполкома
В 2023 году в сравнении с предыдущим годом на территории Гомельской области с участием велосипедистов увеличилось количество ДТП (с 26 до 51), а также погибших и раненых в них людей. При этом отмечен существенный рост ДТП с участием несовершеннолетних велосипедистов, в которых было травмировано 20 детей.
Также, за два месяца этого года произошло 3 ДТП с участием велосипедистов, в которых 2 человека погибли и 1 – травмирован. Кроме этого, в марте уже зарегистрировано первое ДТП с участием несовершеннолетнего пешехода, передвигающегося на средстве персональной мобильности.
Так, использование средств персональной мобильности на дорогах общего пользования становится серьезным источником повышенной опасности, как для самих лиц, управляющих такими устройствами, так и для других участников дорожного движения. С 27 октября 2022 года вступили в законную силу новые требования Правил дорожного движения, благодаря которым электрогаджетам присвоено обобщенное понятие, урегулирован порядок их действий при управлении, при этом лица, ими управляющие, наделены определенными правами и обязанностями.
Электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо называются теперь «средства персональной мобильности» (СПМ) – и понимаются как устройства или приспособления, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами.
ВАЖНО!
Средства персональной мобильности:
- не считаются транспортными средствами. При этом у них должны быть исправные тормозная система и руль (при наличии);
- при передвижении пешеходу рекомендуется использовать защитную экипировку (шлем, наколенники, нарукавники и т.д.);
- могут ехать по велодорожке, а при отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для пешеходов;
- пересечение проезжей части дороги на средстве персональной мобильности должно осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке с соблюдением требований, предусмотренных ПДД для движения велосипедистов, а в случае отсутствия велосипедного переезда или велосипедной дорожки – в местах, предусмотренных для пешеходов;
- скорость движения должна быть не более 25 км/ч;
- управление в алкогольном или наркотическом состоянии категорически ЗАПРЕЩЕНО.
Пешеходам, движущимся на СПМ, разрешено:
- не спешиваться на переходах. При этом они должны пересекать проезжую часть со скоростью идущего шагом пешехода, предварительно убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть безопасен;
- ехать по проезжей части в зонах «с ограничением максимальной скорости движения»;
- в жилой и пешеходной зонах двигаться по проезжей части;
На средстве персональной мобильности ЗАПРЕЩЕНО:
- перевозить пассажиров вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией СПМ;
- не держаться за руль (при его наличии);
- передвигаться в возрасте до 14-ти лет (кроме пешеходных и жилых зон);
- при выходе (выезде) на проезжую часть дороги и движении по ней совершать действия, угрожающие безопасности дорожного движения.
ВАЖНО!
В темное время суток и при недостаточной видимости пешеходам на СПМ необходимо обозначить себя световозвращающими элементами, а на средстве персональной мобильности должна быть установлена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения.
ВЕЛОСИПЕДИСТЫ!
Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. При этом:
- выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота;
- колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы не более чем по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров;
- при наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.
Особую угрозу для всех велолюбителей несет темное время суток. Так, согласно ПДД, при движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет. При этом вне населенных пунктов велосипедист ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДЕТ В ОДЕЖДУ ПОВЫШЕННОЙ ВИДИМОСТИ СО СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ (за исключением движения по велосипедной дорожке).
Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. Также, согласно нововведениям в ПДД, при пересечении проезжей части велосипедист вправе НЕ СПЕШИВАТЬСЯ! Но при подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен ЗАБЛАГОВРЕМЕННО СНИЗИТЬ СКОРОСТЬ движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, ПЕРЕСЕКАТЬ ЕЕ СО СКОРОСТЬЮ ИДУЩЕГО ШАГОМ ПЕШЕХОДА.
При движении на нерегулируемых пешеходных переходах, велосипедных и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах при одновременном для водителей и велосипедистов разрешающем сигнале регулировщика или светофора велосипедист ИМЕЕТ ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕД ДРУГИМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ.
Не менее важной для безопасности велосипедиста является велоэкипировка. В настоящее время в продаже имеются защитные шлемы, накладки на локтевые и коленные суставы. Конечно же, это не решит всех возможных проблем на дороге, но существенно снизит получение возможных травм.
Движение на мопеде должно осуществляться по обочине или проезжей части дороги не далее 1 метра от правого края проезжей части. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.
Велосипедисту и водителю мопеда запрещается:
- использовать технически неисправные велосипеды и мопеды, а также оборудованные с нарушением требований технических нормативных правовых актов;
- двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях (подножках);
- поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по проезжей части в условиях снегопада и (или) гололедицы;
- перевозить пассажиров, за исключением случаев перевозки на велосипеде детей в возрасте до 7 лет на дополнительном специально оборудованном сиденье или, когда перевозка пассажиров предусмотрена конструкцией мопеда;
- перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством.
Запрещается управлять на дороге велосипедом лицам моложе 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек).
Водителю мопеда запрещается ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников.
УГАИ УВД Гомельского облисполкома
В целях профилактики совершения дорожно-транспортных происшествий с участием с участием уязвимых участников дорожного движения (велосипедистов и пешеходов, в том числе на средствах персональной мобильности), передвигающихся как по населенным пунктам, так и по дорогам, а также своевременного реагирования на осложнение дорожно-транспортной обстановки с 07 по 15 февраля Госавтоинспекция проводит профилактическое мероприятие «Безопасность пешехода».
В рамках мероприятия, сотрудники ГАИ отрабатывают наиболее аварийно-опасные участки автодорог и улицы населенных пунктов, нерегулируемые пешеходные переходы, на которых прогнозируется повышенный риск совершения ДТП с участием уязвимых участников дорожного движения.
Пешеходы! Переходить проезжую часть дороги, необходимо по наземному, подземному, надземному пешеходному переходу, а при их отсутствии в пределах видимости, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен – на перекресте по линии тротуаров или обочин.
Прежде чем перейти дорогу, посмотрите по сторонам и убедитесь, что водители Вас заметили, останавливаются и предоставляют Вам преимущество.
При движении по краю проезжей части дороги или обочине в темное время суток, пешеходу необходимо обозначить себя световозвращающим элементом.
Уважаемые водители, подъезжая к пешеходным переходам, снижайте скорость. Помните, что Вы обязаны предоставлять преимущество пешеходам, которые переходят проезжую часть по регулируемому и не регулируемому пешеходному переходу.
МО ГАИ ОВД Мозырского райисполкома
«ЗИМНИЕ ШИНЫ – БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ МАШИНЫ!»
За 10 месяцев 2023 года на территории .г Гомеля зарегистрировано 94 дорожно-транспортных происшествий (далее - - ДТП), в которых 2 человека погибло, 103 получило ранения различной степени тяжести.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года усматривается снижение общего количества происшествий на 10% (с 104 до 94), погибших на 78% (с 9 до 2), а также раненых вних людей на 3% (с 106 до 103).
По вине водителей транспортных средств принадлежащих юридическим лицам в рассматриваемом периоде зарегистрировано 12 ДТП (+17%; с 21 до 18), в которых 1 человек (-67% с 3 до 1) погиб, 32 человека (+10%; с 12 до 23) получили ранения.
В преддверии зимнего периода, Госавтоинспекция напоминает о неукоснительном использовании зимних шин на принадлежащих Вам транспортных средствах. Пунктом 207 Правил дорожного движения далее - ПДД) предписано: «При участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны
легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного и должны соответствовать требованиям части 2 пункта 25 средства приложения 4к ПДД.
Согласно пункту 25 приложения 4 к ПДД: «Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные
знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками "M+S", "M&S", "M.S", "M S° или "Al seasons", во время эксплуатации на указанном покрытии должны иметь остаточную высоту
рисунка протектора не менее 4 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в
дорожном движении».
За неиспользование на транспортном средстве зимних шин или же, если на транспортном средстве установлены зимние шины, но остаточная высота рисунка протектора составляет менее 4 мм, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 18.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) санкция которой влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 базовой величины. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года, будет квалифицироваться по части 8 статьи 18.11 КоАП и повлечет наложение штрафа в размере от 2 до 5 базовых величин.
Госавтоинспекция настоятельно рекомендует соблюдать требования Правил дорожного движения!
Профилактические видеоролики ГАИ МВД: «Я – велосипедист», «Кресло, которое спасает жизнь!», серии «ГАИ знает, о чем говорит!» («Пешеходы», «Велосипедисты», «Средства персональной мобильности»)
ПАМЯТКА
"ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ"
- Прежде чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопасности перехода.
- Строго подчиняйся сигналам светофора или милиционера-регулировщика.
- Перед тем, как выйти на проезжую часть дороги, остановись и скажи себе: «Будь осторожен!»
- Никогда не выбегай на дорогу перед движущимся автомобилем: водитель не сможет остановить машину сразу.
- Перед тем, как выйти на проезжую часть дороги, убедись, что слева, справа и сзади, если это перекрёсток, нет приближающегося транспорта.
- Не выходи на дорогу из-за стоящих у тротуара автомобилей или других препятствий, закрывающих обзор.
- Выйдя из автобуса, подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если его поблизости нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу в том месте, где она хорошо видна в обе стороны.
- Не выезжай на дорогу на велосипеде, роликах, санках и т.д.
- Не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью.
- Переходи дорогу только поперёк, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней.
- Когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторожны!»
- Будь внимателен к окружающим: если человек упал, помоги ему подняться, старым и слабым помоги перейти улицу; ребенка переведи сам; если тебя попросят показать дорогу, спокойно и толково объясни; уступай старшим место в общественном транспорте и т.д