Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Закаливание

Дата: 5 декабря 2017 в 21:45, Обновлено 28 апреля 2022 в 09:55

ПАМЯТКА

Рекомендации по закаливанию организма школьников, проживающих  на территориях радионуклидного загрязнения.

                      

         Ухудшение экологической ситуации предъявляет новые требования к защитно-приспособительным возможностям организма, что актуализирует проблему поиска доступных средств и форм укрепления здоровья, профилактики заболеваний, повышения неспецифической сопротивляемости организма. Неспецифическая  сопротивляемость представлена многочисленными реакциями, повышающими общую сопротивляемость организма по отношению к самым различным влияниям внешней среды, в том числе и к ионизирующему излучению – это общее биологическое свойство, присущее всему живому. У человека оно получило новые возможности целенаправленного волевого укрепления, т.е. тренировки защитных реакций на воздействие различных вредоносных факторов.   Лучшим способом тренировки и совершенствования защитных физиологических  механизмов организма является закаливание природными факторами: воздухом, солнцем, водой.

         Закаливание – это комплекс гигиенических мероприятий, направленных на расширение функциональных возможностей человека, способствующий повышению сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды. В сочетании с физическими упражнениями закаливание составляет единый процесс физического воспитания и является активным компонентом здорового образа жизни.

В основе закаливания лежит условно–рефлекторная регуляция теплообмена, главной целью которой является сохранение температурного гомеостаза, необходимого для оптимального протекания жизненных процессов. Она обеспечивается механизмами физической и химической терморегуляцией. Если физическая терморегуляция заключается в изменении условий теплообмена между телом человека и окружающей средой, то химическая терморегуляция – в регулировании теплообразования в организме за счет изменения интенсивности обмена веществ. 

Непременным условием закрепления и сохранения условных рефлексов являются систематические раздражения нервных окончаний холодом. При повторных раздражениях вызванное им возбуждение в центральной нервной системе накладывается на след, оставленный от предыдущих, и повторные раздражения сливаются с этой следовой реакцией. Таким образом, происходит постепенное изменение реакции организма на данные раздражения. Сроки наступления адаптационных изменений к холодовым процедурам от 25 до 60 дней  и зависят от силы и времени систематического  воздействия.

Одной из важнейших задач, которую необходимо решить в комплексной системе мероприятий по минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС, является контроль над состоянием здоровья детей и подростков, организм которых наиболее чувствителен к воздействию экологически неблагоприятных факторов. В этом возрасте деятельность физиологических механизмов терморегуляции совершенствуется, сохраняется наклонность к неустойчивому и резкому снижению температуры тела. У школьников относительная поверхность тела (площадь кожной поверхности, приходящаяся  на 1кг массы тела), от которой зависит уровень теплоотдачи, во много раз больше, чем у взрослого. Более интенсивной теплоотдаче способствует и обильное потоотделение. В состоянии покоя у школьников за сутки в пересчете на 1кг массы тела выделяется  почти в 10 раз больше пота, чем у взрослых. То или иное температурное воздействие вызывает в растущем организме более существенные и глубокие изменения. И время восстановления этих функций  к исходному состоянию происходит гораздо медленнее. В период полового созревания склонность к нарушениям в работе механизмов терморегуляции усиливается, поэтому интенсивность температурного раздражителя и длительность его воздействия должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

Для детей, проживающих в условиях повышенной радиации, характерны снижение общей работоспособности, быстрая утомляемость, повышенная заболеваемость.          Закаливающие же процедуры  способствуют уменьшению и даже полному устранению раздражительности, быстрой утомляемости, слабости, нормализуют сон, увеличивают физическую и умственную работоспособность, повышают эмоциональный тонус. Рефлекторным путем, через центральную нервную систему они влияют на все внутренние органы, сердечно–сосудистую, дыхательную и нервную системы.

 Общеизвестна роль закаливания и в профилактике простудных заболеваний (74% всех заболеваний), повышении иммунитета и адаптационных возможностей организма. Около 85% всех известных заболеваний связаны с “простудой”. Простудные заболевания  не только понижают устойчивость и сопротивляемость организма, но и провоцируют многие латентно протекающие заболевания, приводят к обострению хронических болезней. Закаливание уменьшает число простудных заболеваний в 2 – 5 раз, а в отдельных случаях полностью исключает их возникновение и обострение.

Повышение устойчивости к вирусной и бактериальной инфекции  связано, в частности, с ростом иммунобиологической реактивности организма, увеличением выработки антител.

В результате влияния холодовой закаливающей процедуры усиливается функция нейроэндокринной системы, в кровь поступает повышенное количество адренокортикотропного гормона, под воздействием которого в надпочечниках повышается синтез гормона кортизона, который и способствует образованию антител, разрушающих болезнетворные микробы и выделяемые ими токсины. Становится понятно, почему закаленный человек меньше подвержен не только простудным, но в какой – то мере и инфекционным заболеваниям. Отсюда универсальность закаливания как средства профилактики самых разных болезней.

         Одним из основных и главных условий закаливания является убежденность в необходимости его применения, доведенная до уровня потребности. Большая роль в решении вопроса мотивации закаливания, сознательного к нему отношения, отводится действенной пропаганде среди широких слоев населения. Необходимо обогатить школьников теоретическими знаниями и навыками практического применения закаливающих процедур, воспитывая у них потребность и формируя убежденность в необходимости систематического закаливания. Гигиеническое обучение и воспитание должно проводиться регулярно, сохраняя преемственность как в семье, так и в школе.

Закаливание предполагает целый комплекс закаливающих мероприятий тесно связанный со всеми другими составляющими режим дня школьника. Для большей эффективности повышения степени закаленности необходимо последовательно сочетать основные средства воздействия как в семье, так и в школе:

  • утренняя гигиеническая гимнастика на свежем воздухе;

            -  водные гигиенические и закаливающие процедуры как утром, так и в вечернее время, а для ослабленных детей и после дневного сна;

                  -  прогулки на свежем воздухе. Общее время в течение дня 1,5 – 4 часа в          зависимости от поры года.

            - ночной сон при открытой форточке или в хорошо проветриваемом помещении в зависимости от сезонов года и температурного режима окружающей среды.

 В процессе закаливания необходимо последовательно сочетать основные средства воздействия: воздушные ванны с местным и общим закаливанием – хождение босиком, солнечные ванны и водные процедуры, такие как: умывание и полоскание горла холодной водой, сухое и влажное обтирание, обливание всего тела и душ, контрастный душ, купание в открытых водоемах.

         Существуют традиционные принципы закаливания, соблюдение которых гарантирует максимальную эффективность.

         Первый  принцип – систематичность использования закаливающих процедур во все времена года. Уже через две-три недели после прекращения закаливающих процедур устойчивость организма к температурным воздействиям резко снижается.

Второй принцип – постепенность увеличения дозы закаливающих воздействий.

         Третий принцип – адекватность применяемых средств, учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья ребенка в данный момент времени.

Четвертый принцип – комплексное использование всех закаливающих факторов. Разнообразие средств и форм закаливания, сочетание местных и общих процедур.

Пятый принцип – положительные эмоции у детей и сознательное отношение, способствующие исключению негативных эффектов охлаждения.

Несоблюдение принципов закаливания может не дать оптимальной закаленности и вызвать напряжение функциональных систем, и даже срыв адаптации.      Учитывая особенности морфофункциональных показателей учащихся, проживающих в условиях радиоэкологического неблагополучия, особенно важно соблюдение  этих методических принципов и необходимость дифференцирования средств закаливания адекватных реальному уровню физического и функционального состояния, исходя  из реальных условий и экосреды.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.