ПАМЯТКА
Рекомендации по закаливанию организма школьников, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения.
Ухудшение экологической ситуации предъявляет новые требования к защитно-приспособительным возможностям организма, что актуализирует проблему поиска доступных средств и форм укрепления здоровья, профилактики заболеваний, повышения неспецифической сопротивляемости организма. Неспецифическая сопротивляемость представлена многочисленными реакциями, повышающими общую сопротивляемость организма по отношению к самым различным влияниям внешней среды, в том числе и к ионизирующему излучению – это общее биологическое свойство, присущее всему живому. У человека оно получило новые возможности целенаправленного волевого укрепления, т.е. тренировки защитных реакций на воздействие различных вредоносных факторов. Лучшим способом тренировки и совершенствования защитных физиологических механизмов организма является закаливание природными факторами: воздухом, солнцем, водой.
Закаливание – это комплекс гигиенических мероприятий, направленных на расширение функциональных возможностей человека, способствующий повышению сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды. В сочетании с физическими упражнениями закаливание составляет единый процесс физического воспитания и является активным компонентом здорового образа жизни.
В основе закаливания лежит условно–рефлекторная регуляция теплообмена, главной целью которой является сохранение температурного гомеостаза, необходимого для оптимального протекания жизненных процессов. Она обеспечивается механизмами физической и химической терморегуляцией. Если физическая терморегуляция заключается в изменении условий теплообмена между телом человека и окружающей средой, то химическая терморегуляция – в регулировании теплообразования в организме за счет изменения интенсивности обмена веществ.
Непременным условием закрепления и сохранения условных рефлексов являются систематические раздражения нервных окончаний холодом. При повторных раздражениях вызванное им возбуждение в центральной нервной системе накладывается на след, оставленный от предыдущих, и повторные раздражения сливаются с этой следовой реакцией. Таким образом, происходит постепенное изменение реакции организма на данные раздражения. Сроки наступления адаптационных изменений к холодовым процедурам от 25 до 60 дней и зависят от силы и времени систематического воздействия.
Одной из важнейших задач, которую необходимо решить в комплексной системе мероприятий по минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС, является контроль над состоянием здоровья детей и подростков, организм которых наиболее чувствителен к воздействию экологически неблагоприятных факторов. В этом возрасте деятельность физиологических механизмов терморегуляции совершенствуется, сохраняется наклонность к неустойчивому и резкому снижению температуры тела. У школьников относительная поверхность тела (площадь кожной поверхности, приходящаяся на 1кг массы тела), от которой зависит уровень теплоотдачи, во много раз больше, чем у взрослого. Более интенсивной теплоотдаче способствует и обильное потоотделение. В состоянии покоя у школьников за сутки в пересчете на 1кг массы тела выделяется почти в 10 раз больше пота, чем у взрослых. То или иное температурное воздействие вызывает в растущем организме более существенные и глубокие изменения. И время восстановления этих функций к исходному состоянию происходит гораздо медленнее. В период полового созревания склонность к нарушениям в работе механизмов терморегуляции усиливается, поэтому интенсивность температурного раздражителя и длительность его воздействия должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.
Для детей, проживающих в условиях повышенной радиации, характерны снижение общей работоспособности, быстрая утомляемость, повышенная заболеваемость. Закаливающие же процедуры способствуют уменьшению и даже полному устранению раздражительности, быстрой утомляемости, слабости, нормализуют сон, увеличивают физическую и умственную работоспособность, повышают эмоциональный тонус. Рефлекторным путем, через центральную нервную систему они влияют на все внутренние органы, сердечно–сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Общеизвестна роль закаливания и в профилактике простудных заболеваний (74% всех заболеваний), повышении иммунитета и адаптационных возможностей организма. Около 85% всех известных заболеваний связаны с “простудой”. Простудные заболевания не только понижают устойчивость и сопротивляемость организма, но и провоцируют многие латентно протекающие заболевания, приводят к обострению хронических болезней. Закаливание уменьшает число простудных заболеваний в 2 – 5 раз, а в отдельных случаях полностью исключает их возникновение и обострение.
Повышение устойчивости к вирусной и бактериальной инфекции связано, в частности, с ростом иммунобиологической реактивности организма, увеличением выработки антител.
В результате влияния холодовой закаливающей процедуры усиливается функция нейроэндокринной системы, в кровь поступает повышенное количество адренокортикотропного гормона, под воздействием которого в надпочечниках повышается синтез гормона кортизона, который и способствует образованию антител, разрушающих болезнетворные микробы и выделяемые ими токсины. Становится понятно, почему закаленный человек меньше подвержен не только простудным, но в какой – то мере и инфекционным заболеваниям. Отсюда универсальность закаливания как средства профилактики самых разных болезней.
Одним из основных и главных условий закаливания является убежденность в необходимости его применения, доведенная до уровня потребности. Большая роль в решении вопроса мотивации закаливания, сознательного к нему отношения, отводится действенной пропаганде среди широких слоев населения. Необходимо обогатить школьников теоретическими знаниями и навыками практического применения закаливающих процедур, воспитывая у них потребность и формируя убежденность в необходимости систематического закаливания. Гигиеническое обучение и воспитание должно проводиться регулярно, сохраняя преемственность как в семье, так и в школе.
Закаливание предполагает целый комплекс закаливающих мероприятий тесно связанный со всеми другими составляющими режим дня школьника. Для большей эффективности повышения степени закаленности необходимо последовательно сочетать основные средства воздействия как в семье, так и в школе:
- утренняя гигиеническая гимнастика на свежем воздухе;
- водные гигиенические и закаливающие процедуры как утром, так и в вечернее время, а для ослабленных детей и после дневного сна;
- прогулки на свежем воздухе. Общее время в течение дня 1,5 – 4 часа в зависимости от поры года.
- ночной сон при открытой форточке или в хорошо проветриваемом помещении в зависимости от сезонов года и температурного режима окружающей среды.
В процессе закаливания необходимо последовательно сочетать основные средства воздействия: воздушные ванны с местным и общим закаливанием – хождение босиком, солнечные ванны и водные процедуры, такие как: умывание и полоскание горла холодной водой, сухое и влажное обтирание, обливание всего тела и душ, контрастный душ, купание в открытых водоемах.
Существуют традиционные принципы закаливания, соблюдение которых гарантирует максимальную эффективность.
Первый принцип – систематичность использования закаливающих процедур во все времена года. Уже через две-три недели после прекращения закаливающих процедур устойчивость организма к температурным воздействиям резко снижается.
Второй принцип – постепенность увеличения дозы закаливающих воздействий.
Третий принцип – адекватность применяемых средств, учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья ребенка в данный момент времени.
Четвертый принцип – комплексное использование всех закаливающих факторов. Разнообразие средств и форм закаливания, сочетание местных и общих процедур.
Пятый принцип – положительные эмоции у детей и сознательное отношение, способствующие исключению негативных эффектов охлаждения.
Несоблюдение принципов закаливания может не дать оптимальной закаленности и вызвать напряжение функциональных систем, и даже срыв адаптации. Учитывая особенности морфофункциональных показателей учащихся, проживающих в условиях радиоэкологического неблагополучия, особенно важно соблюдение этих методических принципов и необходимость дифференцирования средств закаливания адекватных реальному уровню физического и функционального состояния, исходя из реальных условий и экосреды.