Цели профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с их возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
- создание условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы;
- формирование у школьников в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого и с учетом потребностей региона.
Задачи профориентационной работы:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона;
- внедрение современных информационных технологий в практику работы СППС.
Направления профориентационной работы:
- использование общественного полезного труда;
- организация трудовой (производственной) практики;
- допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;
- организация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
- профориентационная поддержка взросления учащихся;
- использование современных информационных технологий;
- проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;
- профориентационная работа с родителями.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- формирование у младших школьников уважительного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебнопозновательной деятельности, осно-ванной на посильной практической включенности в различные её виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
5-7 классы:
- развитие у школьников личного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- формирование предоставления о собственных интересах и воз-можностях (формирование образа «я»);
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы:
- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе пути получения профессии;
- формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы:
- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессионально важных в избранном виде труда качеств, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.